Рок форум

Объявление

Милости просим на наш РОК форум! Мы будем рады видеть вас в рядах наших участников!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Рок форум » Всё о роке » История рока


История рока

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

История рока - Основные тенденции и вехи рок-культуры

Для того чтобы отыскать корни развития рок-культуры, необходимо перенестись в середину XX-го столетия. Первооткрыватели и прародители стиля жили в 50-е годы прошлого столетия, когда только начинали появляться первые результаты их творчества (в основном, обобщённые понятием "ритм-н-блюз"). Затем, в кругу специалистов и критиков появилась определённая и чёткая дата: 1964 год. Это стало своеобразной неофициальной точкой отсчёта и условным днём рождения нового стиля. Знаменитая "ливерпульская четвёрка" ("Beatles") произвела настоящий фурор по всему миру, открыв, тем самым, новую музыкальную эру. Это, в свою очередь, дало возможность другим музыкантам попробовать сделать что-нибудь подобное. Весь мир мгновенно охватила эпидемия "битломании".

Легко запоминающиеся мотивы композиций, тысячи и миллионы проданных пластинок по всему миру, ведущие места в хит-парадах и чартах, сотни предложений от звукозаписывающих компаний, фотографии на обложках ведущих журналов, переполненные клубы ведущих городов Европы и Америки, толпы рыдающих фанаток, получающих оргазм от первых аккордов своих любимых композиций... Всё это было составляющими музыкальной славы. Это подкупало, и к этому стремились все, кто начинал серьёзно пробивать себе дорогу на пути к музыкальному признанию.

В то время как белая раса прогрессивного человечества сходит с ума по рок-н-роллу, представители негроидной расы воспитываются на джазовых и блюзовых мотивах. Соединения стилей не пришлось ждать очень долго, тем более что блюз начинает приобретать стремительную популярность благодаря своему мягкому и романтичному звучанию.

Одними из первых подобную комбинацию использовали Алексис Корнер и Джон Майалл. Гитарное звучание просто преобразилось: быстрый и мощный звук стал техничным и более приятным для восприятия. Позднее новинку применили такие группы, как "Rolling Stones", "Animals", "Yardbirds", "Cream", "Fleetwood Mac", "Colosseum". Благодаря "расширению" звука, музыка приобрела умеренную жёсткость, независимо от громкости. Это уже были первые очертания рока, построенного, в основном, на гитарном саунде.

Первой группой, которая решила воплотить в своём творчестве нестандартные мотивы, была легендарная команда "Kinks". Композиция "You Really Got Me", впервые прозвучавшая в 1964 году, попала в британский хит-парад в сентябре того же года. Записи с подобным жестковато-мелодичным звучанием, которые раньше непривычно было слышать по радио, произвели фурор не только своей спецификой, но и повторяют успех своих "предшественников".

У "Kinks" очень скоро появились последователи. Прежде всего, заслуживают уважения такие группы, как "The Who", "Rolling Stones", "Spencer Davis Group", "Yardbirds", значительно позднее - "Doors". В этот же период расцветают такие прекрасные гитаристы, как Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж.

В 1966 году происходит одно знаменательное событие. Образовывается группа "Cream", которая внесла свою посильную лепту в последующее развитие рок-музыки 60-х. И, хотя акценты рок-музыки практически не изменились, новинка заключалась в том, что музыка "Cream" выработала своеобразную "схематичность": она являла собой комбинацию из двух стилей. Первый - инструментальный, виртуозно и чётко отработанный. Второй - вокальный, основанный на отточенном сопровождении музыкальной партии. Именно успешное соединение этих музыкальных основ: гитара (многообразие сольных гитарных партий плюс ритм-гитара - в качестве сопровождения), а также бас и ударная установка (в качестве фоновой поддержки) составило инструментальное начало рока. Всё это, помноженное на чёткий ритм, превратилось в саунд, который сразу же взбудоражил умы многих ценителей и музыкантов. Тогда ещё рано было говорить про классификацию на какие-либо направления, но тенденция к этому уже имелась.

Новые музыкальные стилистические направления усиливаются и продолжают развиваться благодаря новому толчку, который был дан Джими Хендриксом. Он очень удачно подхватил нововведение, поместив вокал на второй план, выдвинув на передний громкий, мощный и жёсткий гитарный звук. Его музыка была настолько агрессивной, насколько и техничной, она постоянно эффективно обогащалась, впитывая в себя много сложных и тяжёлых аккордов. Джими Хендрикс мгновенно стал культовой личностью, яркой индивидуальностью. Он был неповторим и неподражаем, и стал одним из эталонов для своих последователей.

Развитие рок-музыки происходило в различных направлениях, беря за основу некоторые "полярные" стили. Именно поэтому, очень скоро наметилась тенденция размежевания стилей, вследствие чего возникли такие направления, как "джаз-рок", "латиноамериканский рок", даже "симфонический рок" и т.п. По большому счёту, разница между отдельными исполнителями состояла не столько в звучании, сколько в названии культивируемого ей течения. На выбор направления также немалую роль играли географическая расположенность, традиции и культура страны.

В Англии упорную работу над развитием рок-музыки (взяв за основу ритм-н-блюз) проводили такие группы как "Ten Years After", "Taste", "Nice", "Led Zeppelin" и многие другие. В Америке популяризацией рока занимались такие коллективы, как "Vanilla Fudge", "Iron Butterfly" и "Blue Cheer". Хочется также отметить, что те направления, которые были популярны в Британии, например, не всегда успешно приживались и развивались в Штатах.

Многочисленные рок-тусовки, молодёжное движение "хиппи" (которые называли себя "дети цветов"), принцип "свободной любви" и эпоха лёгких наркотиков растительного происхождения привели к расширению и популяризации направлений, в результате чего появляются такие течения как "психоделический рок" (одни из самых ярких последователей - "Pink Floyd"), "фолк-рок" (на стыке с народными мотивами). Меньшинство же стали составлять отошедшие на второй план блюз и соул, ставшие своеобразными элементами "субкультуры". Уникальность же данных направлений заключалась в том, что данное "отпочкование" предоставило им возможность развиваться индивидуально и независимо (практически в "чистом" виде), не смешиваясь и не "загрязняя" себя другими течениями.

Семидесятые годы укрепили развитие рок-музыки. Особое влияние здесь оказали многочисленные сборные концерты. Атмосфера, царившая во время подобных выступлений плюс наличие разноплановых (по стилю) исполнителей привело к перспективам синтеза течений и направлений. Ход мировой истории только "усугубил" развитие рок-музыки (особенно события во Вьетнаме). Музыка постепенно начинает выходить за пределы сцен и студий.

Именно семидесятые считаются "золотой" эпохой в развитии рок-культуры. Данный стиль укрепляет свои позиции в музыкальном мире и продолжает развиваться, открывая новые грани своего безграничного бытия.

Апогей "золотой" эры рок-музыки выпал на период с 1970 по 1973 годы, однако, нельзя забывать, что начало расцвету было заложено в 1968 году. В этом году распалась такая знаменитая супергруппа, как "Cream". В то же время, Джими Хендрикс, творивший по ту сторону Атлантики, продолжал радовать поклонников своего таланта, выпуская по несколько альбомов в год. Его работоспособность поражала, заставляя последователей лихорадочно искать новаторские идеи. Множество новосозданных групп предоставило на суд слушателей немало свежих творческих идей. Менеджеры опять начали организовывать концерты, "раскручивая" своих подопечных, рекординговые компании запустили в свои студии новых музыкантов, а музыкальные магазины заполнились новыми записями.

Наверное, не случайно 70-е годы ознаменовались появлением и расцветом таких британских групп, как "Led Zeppelin", "Deep Purple" и "Black Sabbath", которые уже начинали активно давать сольные концерты и выпускать альбомы. "Led Zeppelin"В частности, успех "Led Zeppelin" конца 60-х выразился в выпуске в 1969 году сингла "Whole Lotta Love", который имел феноменальный успех по всему миру. Таким образом, пора легендарных "Beatles" начала постепенно уходить в тень и понемногу откатываться в прошлое. На сцену вышли новые герои. Гитара Джими Пейджа и вокал Роберта Планта заворожили и покорили слушателей. "Led Zeppelin" удалось здорово взбудоражить умы меломанов и достучаться до души каждого посредством своей музыки. Им удалось размягчить даже самые зачерствевшие сердца.

Бесспорным фактом является также то, что почти все нововведения прижились и укрепились. При этом они не использовались шаблонно, их преобразования происходили стабильно и постоянно. Многие группы вынуждены были также подстроиться под текущие модные музыкальные тенденции, ориентировать своё творчество на желания своих слушателей.

Особенностью данного периода истории рок-музыки является ещё и то, что выступления групп постепенно начинают выходить исключительно за музыкальные рамки. Появляются первые попытки театрализованных сопровождений: декоративное и световое оформление, сценические костюмы и пиротехнические эффекты. Группы начинают разрабатывать собственный имидж, пытаясь воплотить в себе и в каждом участнике определённый образ. Выступления начинают происходить по детально разработанным сценариям.

В противовес существующим традициям меняется и внешний вид музыкантов: вызывающие наряды и причёски. Кто-то, таким образом, пытается противостоять застоявшимся устоям общества, бросая, тем самым, ему вызов. Кто-то старается выделиться из общей людской массы, подчеркнув свою индивидуальность. Для остальных же (против кого это, собственно говоря, направлено) считают данные метаморфозы явными признаками шизофрении.

Многие группы добавляют в свой аккомпанемент клавишные инструменты, пытаясь таким образом разнообразить своё звучание. Выступления на сцене происходят на очень высокой эмоциональной волне и заканчиваются, обычно, выплёскиванием аккумулированной энергии, что выражается в крушении музыкальных инструментов прямо на сцене.

Жизнь многих музыкантов протекает в экстремальных условиях и базируется, в основном, на трёх понятиях: секс, наркотики и рок-н-ролл. Именно поэтому, некоторые музыканты умирают достаточно рано.

Сценическое оформление, без сомнения, дополнило музыку и расширило стилистическое восприятие. Например, бирмингемская группа "Black Sabbath" построила своё творчество на мистике и оккультизме, добавив в свой стиль элемент "хоррор" (ужас). "Deep Purple" же добавляет в своё творчество несколько классических мотивов.

Результаты подобных экспериментов оформились в выпуске двух концептуальных работ, которые увидели свет в начале 70-х. "Black Sabbath" выпускает альбом "Paranoid", а "Deep Purple" - "In Rock". Оба альбома были индивидуальны по своему звучанию, но оба они были связаны одним направлением, получившим впоследствии определение - "классический рок". Нововведение пришлось по вкусу очень многим, в результате чего мгновенно возникло множество последователей. В Англии это были такие группы, как "Uriah Heep", "Nazareth", "Atomic Rooster", "Groundhogs", "Amboy Dukes", "James Gang", "Robin Trower", "Thin Lizzy", "Budgie", "Hawkwind", "UFO" и, несомненно, "Queen". В Америке "эстафету" подхватили "Kiss", "Grand Funk" и "Mountain".
Перечислены, естественно, не все яркие группы того периода, тем более что развитие направлений продолжается. Рок-культура заметно изменилась и развилась за одно десятилетие, оставаясь, тем не менее, всё ещё устойчивой и популярной. В 60-е годы было просто "заложено зерно", которое, развиваясь в благоприятной "почве", очень быстро дало обильные "всходы".

Многие группы именно выжили благодаря перманентному развитию рока. Они постоянно были в стадии поиска, а не потчевали на ниве творческого застоя. И если на ранних этапах развития рок-музыки её смысловому значению не придавалось значительного внимания, то позднее лирическая оценка начинает заинтересовывать благодаря вплетению в музыку некоторых "иррациональных" элементов (мистика, оккультизм, сатанизм, лучшие образцы фантастики). Это был один из способов соединения реальных и иллюзорных проблем общества. Таким образом, музыканты представили слушателям своё видение многих жизненных вопросов. Именно это и привлекало тех, кто искал ответы на наболевшие загадки действительности, заставляя практически инстинктивно воспринимать стилистику.

В то же время, музыкальные критики, пытающиеся разложить творчество какого-либо коллектива "по полочкам" и докопаться до "сердцевины", не всегда оказывались в состоянии понять сущность стиля и оценить его особенность и глубину. Естественно, они сразу же начинали "поливать грязью" "злой" рок, говоря о том, что он является социально опасным. Им твердили представители церквей, убеждая окружающих что, рок-музыка есть не что иное, как образец "поклонения Дьяволу". Правда, они не учитывали тот факт, что подобным образом способствовали дополнительной "раскрутке" стиля.

Закат "Led Zeppelin" ознаменовался стремительным взлётом "Kiss" по обе стороны Атлантики. Музыка этой группы была названа "прогрессивной". "Kiss" были яркими представителями чарующего "глэм-рока" ("обаятельный рок") вместе с "Queen" и Элисом Купером. Учитывая, что музыка начала приносить значительный коммерческий успех, это, в скором времени должно было ознаменовать новый поворот в развитии рок-музыки. Правда, тогда ещё мало кто подозревал о том, какой ущерб нанесёт коммерциализация музыки, так как погоня за обогащением незаметно убивает в зародыше творчество. Пионеры 60-х постепенно становятся ветеранами 70-х. Они прошли сквозь кризис своего стиля и набрались опыта. Про них ещё не забыли, но их эпоха уже была позади.

За стремительным взлётом обычно следует такое же стремительное падение. 1976 - 1977 годы оказались тем самым периодом, когда британские музыкальные критики не только подвергли "обструкции" появление на рынке многочисленной разноплановой и разностилевой продукции, но и порой позволяли себе насмешливые замечания по поводу перспектив и тенденций развития стиля.

В этот момент рок-музыка явно продемонстрировала все свои слабые места. Ей срочно нужны были нововведения (в том числе и в стилистике), так как музыка, исповедуемая в середине прошлого десятилетия, начинает постепенно отходить на второй план. Попытки "оживить" рок-музыку, внести в неё "новую струю" предпринимались и ранее сотни тысяч раз, но эти попытки в большинстве случаев всё же напоминали стремление "загнать" рок под идейный "шаблон" с правом называться "супергруппа-первооткрыватель стиля".

Именно поэтому, некоторые исполнители пошли "обходным путём", работая над выработкой новых идей. Правда, несмотря на то, что множество авторов засело в своих студиях, "медитируя" и оперируя различными вариациями на тему, слушатели на концертах откровенно скучали, слушая по сотне раз "заезженные" мотивы.

Коммерциализация и "погоня за долларом" привели к кризису в развитии рок-музыки. Он даже не обошёл стороной такие сильные и опытные группы как "Black Sabbath" и "Deep Purple", внутри которых существовала небольшая конфронтация. Это привело к тому, что в результате "отпочкования" "Deep Purple", например, "породил" сразу три самостоятельных коллектива ("Ian Gillan Band", "Whitesnake" и "Rainbow"), в составе которых были бывшие участники рок-легенды. От "Black Sabbath" решил "отколоться" Оззи Осборн, начавший сольную карьеру. В принципе, все данные новые проекты имели успех в силу наличия в них опытных и "раскрученных" музыкантов. Данные метаморфозы не стали, по большому счёту, результатом межличностных конфликтов, просто некоторые исполнители переросли рамки своих групп.

Легендарные коллективы продолжили своё существование, но их позиции всё же пошатнулись, так как это уже были не те "классические" рок-команды. Для преодоления подобного кризиса року нужен был мощный взрыв, способный встряхнуть и разбудить все тех, кто был у истоков его развития.

Конец 70-х ознаменовался самой настоящей "музыкальной революцией", во главе которой уверенно и цепко встал "панк-рок" ("дрянной рок"). Панк был, пожалуй, самым реакционным течением XX столетия и его появление стоило ожидать. Оно назревало с самых первых дней появление рок-музыки на свет. Это был ответ всем тем напыщенным и неуклюжим настроениям, царившим в рок-музыке тех годов. "Панк-рок" не привнёс в музыку кардинального новаторства. Это был "минималистичный" стиль, основанный на быстром и жёстком саунде с озорными и язвительными текстами.

С одной стороны, "панк" являл собой противовес сформировавшимся музыкальным стилям (не только року). Это был своего рода "хулиганский рок". С другой стороны, упрощение музыкальной схемы привело к выдвижению на "лидирующие" позиции вокала. Именно смелые и острые тексты легли в основу данного стиля. Идеи, пропагандируемые панками, существенно отличались от настроения общества 60-х. Он был построен на анархизме, критике политики, правительства и богатых слоёв общества (так сказать "на злобу дня").

Данный период получил название "новой волны". Эта волна мгновенно захлестнула молодые и неопытные группы и заставила содрогнуться и пошатнуться солидные и крепкие. Стало ясно, что рок-музыку ожидают новые изменения и модификации.

В арьергарде панк-движения стояли такие группы как "Sex Pistols", "The Clash", "Ramones", "Stooges", "Velvet Underground" и Игги Поп. Пример панк-рока наглядно продемонстрировал способность музыки выступать в качестве источника пропаганды. Стилистика рок-музыки моментально расширяется, грядут очень интересные времена.

Толчок, данный панк-роком, породил мгновенную цепную реакцию. У рока моментально появились новые идеалы и авторитеты. Рок-музыка поменяла направленность. Музыка стала жестче, а тексты - смелее. Группы типа "Bee Gees" или "Pink Floyd", которые ранее имели положение практических "рок-идолов", подверглись яростным атакам со стороны критиков и ценителей, потому что принципиально не захотели менять стилистику и подстраиваться под "новую волну". Некоторые команды вынуждены были вообще "спасаться бегством", меняя свою резиденцию на США, где мода на новый стиль ещё не успела крепко прижиться.

В Штатах ситуация с рок-музыкой отличалась от Европы. Американцы почти "в штыки" восприняли все нововведения, связанные с истерией по поводу "нового течения". Неприязнь к року (из-за его агрессивно-жестковатой направленности) существовала, что позволило данному направлению обосноваться, укрепиться и хорошо развиться по ту сторону Атлантического океана только в конце 70-х.

С одной стороны, в США уже была популярная и "раскрученная" до мирового уровня группа, которая давала впечатляющие и захватывающие концерты (речь идёт про ярких представителей "глэма" - "Kiss"). С другой стороны, существовала также когорта команд с ярко выраженным хард-роковым саундом. Тем не менее, наследниками европейской волны их назвать тяжело. Это было своё индивидуальное звучание, которое получило название "west-coast" ("западное побережье") или попросту "хард-поп" (в силу присутствия более мягких, "попсовых" мотивов).

На свет родились такие группы как "Foreigner", "Boston", "Kansas" и "REO Speedwagon", которые явились, по сути дела, прародителями данного направления рока. Естественно, звучание данных команд представляло собой комбинацию вокала, более присущего группам стиля "поп-рок" и гитары в добром, старом стиле "ритм-н-блюз". Творчество данной категории исполнителей имело более мягкий, "развлекательный" характер в отличие от "мятежно-бунтовских" настроений европейских рокеров. Учитывая подобные тенденции, проснувшиеся критики вновь обрушили на рок-музыку поток замечаний и упрёков.

Гэри МурНесмотря на все революционные и реакционные изменения, происходившие в рок-музыке периода 70-х годов, некоторые группы не пошатнули своих позиций, сохранили прежний имидж и продолжили развивать свой стиль, усовершенствуя своё звучание. Более того, именно конец 70-х (1978-1979 гг.) стал для многих групп периодом расцвета. Речь идёт про такие команды как "Judas Priest", "Motorhead", "Saxon", "Thin Lizzy", "AC/DC", Гэри Мур и другие.

Конец 70-х прошёл под знаком не только окрепших команд, но и новых групп, множество из которых возникло как раз в этот период. "Культовые" исполнители калибра "Led Zeppelin" и "Deep Purple" фактически "капитулировали" и сошли с рок-сцены, получив заслуженный и бесспорный статус "рок-легенд".

Именно "новая волна" наметила основные тенденции развития рок-музыки грядущего десятилетия. "Лирический" и "романтический" рок, просуществовавший чуть более двух десятков лет, уже перестал быть актуальным. Новые и амбициозные коллективы ("Iron Maiden", "Sledgehammer", "Samson", "Angel Witch", "Def Leppard", "Girlschool", "Diamond Head", "Van Halen", "Cheap Trick", "Vardis", "Tygers Of Pan Tang" и другие), играющие "хард-н-хэви" ("жёсткий и тяжёлый рок"), попали "в струю" "новой волны" и выжили в водовороте перемен.

Музыканты "новой формации" не просто бросили своеобразный "вызов" своим "предкам". Их творчество было своего рода реакцией на закореневшие устои и взгляды общества, в котором они росли и воспитывались. Этим был заложен фундамент для дальнейших преобразований и экспериментов.

После непродолжительного застоя, с приходом 80-х, рок-музыка снова становится популярной. Одной из главных причин подобного "возрождения" стала организация и проведение крупных рок-фестивалей (Вудсток, Доннингтон, Ридинг, Кнебворт) с привлечением разноплановых по стилю групп.

"Новая волна", захлестнувшая рок, "выбросила на берег" своего рода музыкальный "гибрид", предоставив публике возможность оценить подытоженный синтез рок-музыки за все предшествующие периоды. Данный "продукт" пришёлся по вкусу и стал также одним из "виновников" "ренессанса" рок-культуры, возродивший спрос на музыку подобного формата.

В Англии тон задавали "матёрые", окрепшие и набравшиеся колоссального опыта исполнители ("Dio", Оззи Осборн, "Whitesnake", "Black Sabbath", "Rainbow" и прочие), последователи и продолжатели "новой волны" ("Motorhead", "Iron Maiden", "Def Leppard", "Manowar", "Saxon", "Judas Priest" и другие) и представители молодого поколения только что образовавшихся команд ("Tyson Dog", "Raven", "Tokyo Blade", "Wasted", "Hellenbach", "Battleaxe", "Jaguar" и т.п.).

В Америке на ведущие позиции выдвинулись представители "west-coast" ("Kiss", "Foreigner", "REO Speedwagon", "Journey", "Toto"), а также новые группы ("Van Halen", "Motley Crue", "Bon Jovi", "Cheap Trick", "Quiet Riot").

Начало 80-х (1981-1982 гг.) было названо "вторым британским нашествием". Воспользовавшись относительно слабыми позициями рока, который ещё не успел окончательно окрепнуть, музыкальные рынки Америки и Европы начали постепенно понемногу заполняться продукцией представителей поп-волны ("Culture Club", "Soft Cell", "Eurythimcs", "Tompson Twins" и "Human League").

В последующие два года, рок вернул свои позиции и продолжил развиваться. Этому предшествовала "бомба общемирового масштаба". В 1980 году австралийская группа "AC/DC" выпускает один из самых "сильных" рок-альбомов ("Back In Black"), который является на сегодняшний день одним из самых продаваемых музыкальных альбомов за всю историю. Удачные эксперименты со стилями позволили музыкантам продолжить успешные поиски новых направлений своего развития. Начали зарождаться и развиваться такие разновидности рок-музыки, как "thrash", "speed", "black-metal" и "death rock".

Жёсткая стилистика встретила вполне объяснимый и яростный отпор со стороны музыкальных критиков. При этом они не скупились на эпитеты, требуя запретить рок-музыку, так как, по их мнению, она мешала нормальному развитию молодёжи, лишая их рассудка и не имела под собой творческой идеи. Однако, ни музыкантов, ни слушателей подобные заявления не смущали и не причиняли никакого беспокойства.

Середина 80-х стала, пожалуй, переломным моментом в развитии рок-музыки. Альбомы "Kill 'Em All" ("Metallica"), "Hail To England" ("Manowar"), "Violence And Force" ("Exciter"), "Vices" ("Wasted") или "Rotal Damnation" ("Sad Iron") подчеркнули индивидуальность авторов и дали "пищу для размышлений", открыли возможности и перспективы для развития.

Изменения направленности рок-музыки коснулись также в переменах текстов, сценических образов и имиджа. Военная и историческая тематика начала соседствовать с религиозной и внутренним миром человека.

Это, в определённой мере, объясняет появление групп со следующими названиями: "W.A.S.P.", "Slayer", "Sodom", "Bathory", "Helloween", "Venom", "Possessed", "Voivod", "Celtic Frost", "Onslaught" и т.п. В конечном счёте, рок-музыка начинает прочно "оседать" по обе стороны Атлантики.

В США фаворитами выступили такие группы как "Metallica", "Megadeth", "Anthrax", "Keel", "Ratt", "Helix", Ингви Мальмстин и другие.

В Европе Британия постепенно утрачивает статус своеобразной "Мекки" рока. В Швеции зарождаются такие коллективы, как "Europe", "Great White", "Torch" и "Black Widow", в Испании - "Sortilege", во Франции - "Baron Rojo", в Дании - "Merciful Faith".

Но самый настоящий бум состоялся, наверное, в Германии, откуда вышло очень много интересных и неординарных команд, таких как "Scorpions", "Helloween" и "Accept".

Ещё одним примечательным фактом конца 80-х стал расцвет (в прямом и переносном смысле) женского рока. Такие исполнительницы, как Ли Аарон, Лита Форд, Джоан Джетт, "Rock Goddes", "Hellion", "Rosa Vista", "Girlschool", "Warlock", "Holy Moses" продемонстрировали всему миру умение прекрасной половины человечества делать красивую и качественную музыку.

Конец 80-х - первая половина 90-х явили рок-миру множество новых и ярких команд. Такие группы как "Guns'n'Roses", "Cinderella", "Aerosmith", "Skid Row", "Paradise Lost", "Sepultura", "Pantera", "Black Crowes", "Testament", "Overkill" моментально завоевали прочные позиции на рок-сцене, так как продемонстрировали нечто "эксклюзивное" своим творческим подходом.

Именно начало 90-х дало развитию рок-музыки новый толчок, опровергнув все попытки критиков похоронить рок-культуру в обломках славы. Мини-кризис всё же существовал, так как обилие разнообразных групп, привнесших в рок собственные идеи и мотивы, слегка "размыло" стиль.

То, что удалось сделать Курту Кобейну, было очень похоже на революцию, совершённую панк-роком несколько десятилетий назад. Появление нового стиля под названием "грандж" (своего рода синоним "недовольства"), прародителем которого выступило "детище" Курта - группа "Nirvana" (с "продвинутого" западного американского побережья), открыло новую эру в развитии рок-музыки.

"Грандж" является по своей сути "двоюродным братом" панка. Практически параллельно с ним появилось понятие "альтернативного рока". Альтернативой в данном случае выступало то, что рок-музыка, наконец, предоставила возможность развиваться в рамках рока разнообразным суброковым направлениям. Это стало, своего рода, рок-демократией ("правом на выбор") для молодых и начинающих музыкантов.

"Новейшая волна" мгновенно способствовала популяризации и появлению различных команд, объединённых одной прогрессивной темой: "Soundgarden", "Faith No More", "Pearl Jam", "Red Hot Chili Peppers", "INXC", "Nine Inch Nails", "Alice In Chains" и другие. Вторая половина 90-х была ознаменована триумфом новой разновидности "доступного" рока - так называемого "брит-попа". Такие команды как "Oasis", "Blur", "Pulp", "Deep Blue Something", "Travis", "Stereophonics", "Manic Street Preachers" вернули Британии славу законодателей рок-музыки.

Смерть "отца" и идейного вдохновителя "гранджа" вовсе не означала кончину его "детища" (то есть стиля). Помимо уже имеющихся последователей появилось великое множество новых команд: "Foo Fighters", "Hole", "Bush", "Creed", "Stone Temple Pilots", "Babylon Zoo" и другие. По сути, это и стало сигналом для поддержки и распространения данного направления.

Говоря про тенденции развития рок-музыки 90-х, хочется отметить её многогранность. Жёстких рамок не существовало, а "настроения" расширились и развивались. Оно колебалось от депрессивно-грустных "Placebo", "The Verve" и "Radiohead" до задорно-озорных "неопанков" в лице "Green Day", "Offspring" и "H-Blockx".

Соответствующим образом поменялась и стилистика команд. К жёстким и мрачным "Rammstein", "Marylin Manson", "White Zombie" и "революционерам" из "Rage Against The Machine" добавились загадочные и романтичные "U2", "REM", "Silverchair" и амбициозные "Smashing Pumpkins". "Женский рок" получил в своём развитии прекрасный резонанс. Помимо индивидуально ярких и развитых личностей типа Аланис Мориссетт, Шерил Кроу, Джоан Осборн и Мередит Брукс появилась масса интересных групп с наличием женского вокала: "Cranberries", "Garbage", "No Doubt", "Republica", "Skunk Anansie", "Guano Apes", "Cardigans", "K's Choice" и другие.

Рок-сцена увеличилась до невиданных размеров. Но главное даже не количество. Главным является появление целого ряда интересных и перспективных команд. Не хочется говорить, что музыка 70-х и 80-х изжила себя. Но нынешние тенденции показывают, что немало групп черпает свой источник вдохновения именно из музыки той поры.

Ностальгическое чувство, возникающее при прослушивании материала двадцати- или тридцатилетней давности, позволяет говорить о перспективах нынешней рок-музыки. Именно сопоставление стандартов прошлого и нынешнего должно стать стимулом для развития и совершенствования рок-культуры в целом.

Начало нового десятилетия, столетия и тысячелетия наметило новых героев, которые решились на очередной стилистический эксперимент. Как оказалось, их попытки не были бездарными. Они быстро достигли пика популярности и доказали живучесть и многогранность рока. Речь идёт про такие неординарные и впечатляющие команды, как "Korn", "Blink 182" и "Limp Bizkit". Удастся ли им удержать свои позиции и поддержать марку рок-музыки? Порассуждаем на эту тему лет через десять...

0

2

Рок-н-Ролл - бунт подрастающего поколения

Это была революция. Она изменила жизнь целого поколения и, стало быть, без нее судьба следующих поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир. Она изменила ход истории. Она напугала власти и заставила взрослых подвергнуть себя переоценке. Отличительной чертой этой революции был ее бескровный характер — вещь поразительная для такого глубокого переворота.
Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное — переворотом во взглядах человека на самого себя. До рок-н-ролла молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет представляли собой либо детей-переростков, либо взрослых-недоростков. И те, и другие полностью следовали взглядам родителей. Они одевались, подражая родителям, в общем и в целом их вкусы являлись миниатюрным отражением вкусов родителей.

Годы творческой импотенции

70-е годы можно определить одним словом — зловещие. Кто не верит мне, пусть обратится к газетным заголовкам тех лет: война, смерть, коррупция, убийства, терроризм, похищения людей, изнасилования, преступность — назовите любой порок, и я скажу вам, что в 70-е годы он был порочнее, чем когда-либо прежде. Не хватало лишь мировой войны.
Популярная музыка всегда отражает ту эпоху, когда она создавалась. 70-е были эпохой страха и нищеты — прежде всего духовной, культурной нищеты, эпохой лицемерия и насилия. Это были пустые годы. Бедные годы. Годы истощения.
Для рока это были годы творческой импотенции. Как будто все были духовно кастрированы после 8-летнего взрыва воображения и созидательной активности. Конечно, и наркотики сделали свое гнусное дело, высосали из людей живительные телесные и душевные соки, отняли у них волю.

У многих они отняли даже жизнь. Новое десятилетие началось мрачно///

0

3

Рок 80-х

Распад «Секс Пистолз» а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили длившийся больше двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая эра.

В разных концах Великобритании несколько молодых людей организовывали свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав, наконец, единомышленников, объединился с ними в группу «Полис». У небогатого Гордона был всего один свитер в черно-желтую полоску, из-за него-то он и получил кличку «Жало» - Стинг. В Дублине приступили к репитициям «Ю-2». Ник Родс и Джон Тейлор организовали «Дюран Дюран». В Лондоне одновременно начинали две группы - «Кьюэ» и «Депеш Мод».

Все они были тогда молоды, жадны до работы, и все они были будущими - будущими звездами, героями будущих скандалов, авторами будущих пластинок. К 1978 году юные англичане устало опустили разноцветные головы, и вот тут-то на свет божий вышли все те, кто, сосуществуя с панк-роком, панками не являлись.

Музыку, пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее было бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная роком аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом «новая волна» триумфально прошагал по Европе. И почему-то только в Европе прижился.

Одним из первых вполне пост-панковских коллективов стала группа «Паблик имидж лимитед». Группа была составлена из осколков двух величайших групп предыдущего поколения - «Секс пистолз» и «Клэш». Голос Лайдона, который в пистолзовский» период вызывал ассоциации с расхулиганившемся паровозным гудком, неожиданно оказался довольно приятным и коктейль, замешанный «П.И.Л.» понравился. Шумной славы «П.И.Л.» не снискала, но именно эта группа стала толчком, который заставил развиваться музыку всего последующего поколения.

В середине восьмидесятых в фазу расцвета вступили «Кьюэ». Переболев шлягерами, они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с минимумом текста и детально проработанной аранжировкой.

Возможности чисто электронного творчества, которое для себя избрали соперники и соратники «Кьюэ», «Депеш Мод», привлекали к себе музыкантов еще 60-х. После панков, ненавидевших синтезатор, заново его открыли «Хьюмэн лиг», благодаря чему уже к 80-му году они сделались очень популярной группой. Но вся сложность состояла в написании запоминающихся мелодий. И «Депеш Мод» это удалось». Журнал «Рекорд миррор» в 1984 году назвал группу «супергруппой международного состава». В этот период группа, кроме музыкальной, развила и необычайную политическую активность и даже примкнула к возглавляемому Биллом Брэггом течению «Красный клин». Тогда же была доведена до совершенства организация концертов. Потрясенная декорациями и световыми эффектами критика, единодушно признала, что из всех электронных групп у «Депеш Мод» самое мощное концертное шоу.

Дублинские группы, заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-ролльную гитарную основу наложили отпечаток ирландских народных баллад. Успех так впечатлил, что уже стали говорить о ирландском вторжении. Первыми и громче всех заявили о себе «Ю-2». Начинали они с исполнения простеньких рок-н-ролльчиков, постепенно совершенствуя технику игры, они записали три альбома и стали довольно известными на родине. В 1982 году они встречаются с продюсером Брайном Иноу.Пройдя его школу, «Ю-2» выпустила в 1984 году свой знаменитый альбом «Незабываемый огонь», который тоько в Штатах разошелся тиражом в 9 миллионов.Для группы, практически неизвестной, это был триумф. Следующий диск вышел только в марте 1987 года и уже в апреле стал золотым и занял первую строчку во всех хит-парадах, а все 10 его композиций возглавляли 10 таблиц популярности журнала «Мелоди мэйкер» - случай неслыханный со времен «Битлз».

Пост-панк достиг своей вершины, потрясенная Америка наградила «Ю-2» титулом лучшей группы 80-х. Это была победа, но она что-то надломила в пост-панке, и он стал на глазах разваливаться.

Но к счастью на поп-роке весь рок не основывается, еще со времен хард-рока рок раздваивается на два направления: собственно рок и тяжелый рок, впоследствии породивший некую своеобразную металлическую культуру.

Так вот, в тяжелой музыке дела складывались как нельзя лучше и она завоевывала все новые рубежы. Но к сожалению с момента появления хэви-метал она стала так называемым «андеграундом», т.е. подпольной музыкой, предназначенной не для всех.

Начало 80-х прошло под победное шествие хэви-метала, но он становился все менее тяжелым и более коммерческим, что конечно большинству молодежи, желавшей все также буйствовать, не нравилось. И вот в начале 80-х начинает зарождаться новая музыка - трэш метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви метал, вобравши в себя жесткость, скорость первого и мелодичность второго. Трэш стал самым тяжелым направлением музыки, в основном это было достигнуто за счет доведения скорости игры до физического предела, максимальным искажением звука гитары ( благодаря все тому же эффекту Distortion) и максимальным убыстрением ритм-секции, которая стала походить на кононаду, за счет введения второй басовой бочки. Но трэш не состоял только из одной скорости, он был замечателен тем, что вместе со скоростью существовала мелодия, а частые резкие смены ритма сделали его неподражаемым. Трэш возник в Америки, и восновном как альтернатива начинающему становиться помпезным хэви-металу. Родителями трэша принято считать такие группы, как «Metallica», «Slayer», «Celtic Frost». В своем младенчестве трэш в основном воспевал агрессивность и воинственность, но очень скоро его уровень резко возрос и одновременно с усложнением музыки, трэш группы запели о насущных проблемых - о ядерной угрозе, политической нестабильности, протест наркотикам, абортам, самоубийствам, исторических ошибках человечества и вообще что же есть такое человек.

Как я уже отмечал одним из первопроходцев этого стиля по праву считается "Metallica".Ее феномен заключается в том, что без "сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима, без трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во главе нового тяжелого андерграунда, но и приобрела репутацию супергруппы вне его. "Metallica" играет "рафинированный металл", свободный даже от "наследственных примесей" - ритмическое богатство композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динамика аранжировок мгновенно выделяют группу среди множества подобных, взявших за основу внешние признаки "металликовского" "металла". В своих работах музыканты настолько честны и искренны, что создается впечатление, будто 70-х - с их компромиссами, усталостью, лицемерием, прагматизмом, комплексами неполноценности и животным страхом перед будущим - никогда не было.Группа, способная гитарным риффом перечеркнуть наследие "постреформистского десятилетия", может с полным основанием претендовать на звание наследницы 60-х, эры Вудстока и наивных "детей цветов".Только "Metallica" не наивна, а предельно ожесточена - утратой разноцветных иллюзий,своим временем и его жестокостью, и тем не менее она - второе поколение Вудстока. Но история "Металлики" - это не только искренность 60-х, с их вызовом ханжеской морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" английского хэви-метала снова поставила вопрос: как жить дальше? Бешеная динамика музыки "Моторхэд","Саксон" и "Даймонд Хэд" давала на него свой ответ: спасение в движении, в скорости - под лежачий камень вода не течет. Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам хозяин своей судьбы!

История группы начинается с датчанина Ларса Ульриха, серьезно занимавшегося теннисом.Настолько серьезно, что стал чемпионом Копенгагена среди юниоров.В 1980 году его родители перебрались в Лос-Анджелес.Спортивная карьера прерва лась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными.Спустя год ему попалось объявление в газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкантов для группы.Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в дружбу. Приятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитаристом, для соло пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэтфилда по силе и тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна (это впоследствии отмечал и сам Оззи). Грант выбыл из состава через неделю репетиций: ритмические эксперименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то, преспективному гитаристу. На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 го да "Metallica" записала свою первую композицию.Лента с записью попала на фирму "Мегафорс" и через две недели "Metallica" подписала контракт на первую пластинку. Однако в самом разгаре работы бас-гитарист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может: "От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокну тый - мы играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно вылетели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа Бертона, в то время игравщего в группе "Травма". Клифф Бертон был профессиональным музыкантом с большим стажем работы.Как любой хороший бас-гитарист,Бертон прекрасно играл на рояле, владел музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно педагог,вел своих менее опытных коллег к постижению основ музыки, закладывал фундамент для дальнейшей работы,высвобождал из оков невежества творческкий потенциал Хэтфилда.Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это понравилось. В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбома.Музыканты работали по двадцать часов в день, но... Появление Бертона, его "школа хороших манер" не прошли бесследно, Ульрих и Хэтфилд почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось. Однако изменилось.Изменилось их восприятие музыки, критерии, требования, предьявляемые к материалу."Дэйв Мастейн - отличный гитарист, наверное,он самый быстрый гитарист в "металле",- говорит Хэтфилд,-но мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто ничего не произошло.Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и с мелодиями." Этим "другим оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы "Экседес", поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный воплотить любую чужую идею с точностью компьютера. К счастью "рокировка" гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "Мега дет", группе, которую называют "скоростной и прямолинейной копией "Металлики""). Перед любителями жесткого рока появилась новая группа.Но не совсем такая, какой, предполагалось, она может быть.Не смотря на некоторые стилические тяготения к "Блэк Сэббэт" и "Лед Зеппелин", композиции "Meталлики" выглядят более "сухими", резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда вообще ставят под сомнение принадлежность группы к року в традиционном смысле этого слова. В целом музыка группы "Metallica" гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в роке.

Однако тексты первого альбома "Kill’em All" практически не отличались от стандартных разработок, например, "Джудас Прист": рок, да здравствует рок и только рок! Принципиально иным стал второй альбом "Right the Lighting"(1984).В музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми отмечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут такую же эмоциональную нагрузку, как и музыка. "Metallica" взялась за очень трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие психозы, подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда присутствуют в творчестве этой группы. Записав третий альбом, "Metallica" практически сразу же приобретает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном, беспрецендентная реализация диска, практически мгновенно ставшего "золотым". В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре, "Metallica" отправилась на гастроли по Скандинавии. По дороге из Стокгольма в Копенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на скользком повороте и первернулся. Погиб один человек, Клифф Бертон. Ему было 24 года. Оправившись от шока "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов. Они получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну. Ее автором был Джесон Ньюстед.

"...And justice for all" - так назвали "Metallica" свой двойной альбом, вышедший в 1988 году. Впервые после записи "Kill’em all" группа пришла в студию с готовым материалом. Работа двигалась очень тяжело: давила мысль, что это первые самостоятельные композиции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот альбом получился самым интересным в истории "Металлики". В рекордный срок он стал "платиновым". Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6 августа он уже был дважды "золотым". Эту работу можно рассматривать, как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и одновременно вполне логичную, применительно к концепции творчества "Металлики": скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием), жесткость звучания сохранилась, но теперь она достигается за счет акустических инструментов. В целом же этот диск полон реминисценций хард-рока 70-х, в нем явственно прослушиваются стилистические комбинации в духе "Блэк Сэббэт" и "Дип Перпл".

0

4

Кстати,рок 80-х я могу обсуждать вечно_)

0


Вы здесь » Рок форум » Всё о роке » История рока


Создать форум.